На предприятиях, выпускающих сельхозтехнику, внедрены Унигерм-б, Унигерм-7, Унигерм-9, Унигерм-11, Унигерм-2М, Анатерм,.107, Анатерм-105. С их помощью стопорят и герметизируют резьбовые и цилиндрические соединения, устраняют износ и фреттинг-коррозию, усталостную прочность резьбовых соединений, повышают ресурс подшипниковых узлов, приклеивают стекло к металлу.
Использование анаэробных герметиков и адгезивов значительно упрощает фиксацию резьбовых и цилиндрических соединений в условиях циклических, реверсивных и вибрационных нагрузок. Отвержденный полимерный слой создает гарантированное усилие страгивания в резьбе, не зависящее от величины момента затяжки и состояния поверхности, хорошо демпфирует вибрации и обеспечивает 100%-ный контакт сопрягаемых цилиндрических поверхностей. Одновременно решается задача надежной герметизации соединений, исключение традиционных стопорных и герметизирующих элементов.
Внедрению АК предшествовали помимо лабораторных, стендовых, эксплуатационных испытаний и разработка технологии их применения в конкретных соединениях.
Анаэробные продукты внедрены в конструкциях тракторов «Беларусь» Минского тракторного завода. Так, в коробке перемены передач трактора МТЗ-80/82 Унигерм-11 для стопорения гаек МЗбхl,5 и М50хl. Это позволило исключить шплинтовку резьбы, приводящую к преждевременному ее износу, ослабить затяжку соединений, в которые входят подшипники, шестерни и валы и, таким образом, удлинить срок их службы. Кроме того, для исключения случаев расконтровки и надежного стопорения резьбовых соединений с пружинными шайбами и обеспечения безотказной работы привода рулевого управления трактора МТЗ-80/82 применены Унигерм-11 и Унигерм-2М.
С помощью Унигерм-6 осуществлено крепление болтов траков гусениц мощного отечественного трактора Т-ЗЗО, производимого Чебоксарским заводом промыш ленных тракторов.
Стопорение болтов крепления крышек кардана на тракторе Т-150К анаэробным герметиком Унигерм-11 полностью исключило обрывы болтов, а число циклов нагружения до их разрушения при стендовых испытаниях увеличилось вдвое. Стопорение болтов в колесном редукторе этого трактора также позволило повысить его качество.
Замена эпоксидного клея на анаэробные продукты Унигерм-9 и Унигерм-11 в топливном насосе дизеля Д21Аl позволило улучшить санитарно-гигиенические условия труда при сборке.
Применение анаэробных материалов в автомобильной промышленности
В автомобильной промышленности в производстве двигателей, деталях ходовой части и технологическом оборудовании применяются Унигерм-6, Унигерм-7, Унигерм-9, Унигерм-10, Анатерм-1у, Анатерм-8к, Анатерм-111, Анатерм-112 и др.
Широкое применение акриловых материалов объясняется тем, что они обеспечивают герметизацию сразу после нанесения, не требуют приложения значительного крутящего момента при окончательной затяжке резьбового соединения, допускают управление процессом отверждения и позволяют точно установить и отрегулировать детали.
Их внедрение, наряду с повышением надежности изделий позволило упростить технологию сборки, повысить культуру производства.
Так, при выпуске автомобилей на отечественных предприятиях, наряду с импортными аналогами внедрены:
- Унигерм-6 - для стопорения и герметизации болтов крепления редуктора заднего моста всех моделей автомобилей классической компоновки и полно приводных автомобилей; для герметизации шпилек головки цилиндров двигателей ;
- Унигерм-7 - для герметизации заглушек водяной рубашки блока цилиндров всех моделей двигателей;
- Унигерм-8 - для герметизации трубки крышки сапуна и герметизации чашечной заглушки впускной трубы автомобилей семейства «Самара»;
- Унигерм-9 - для герметизации и стопорения болтов переднего тормоза автомобилей семейства «Самара»;
- Унигерм-10 - для герметизации шпилек головки блока цилиндров и коробок передач ;
- Анатерм-111 - для вклейки патрубков в крышку головки блока цилиндров, вклейки штуцера вентиляции картера в блок цилиндров двигателей ВАЗ-2108, 21083;
- Анатерм-112 - для герметизации заглушек при обработке блока цилиндров и для герметизации заглушек масляного канала головки блока двигателей ВАЗ 2108, 21083;
- акриловый адгезив ультрафиолетового отверждения Квант-401 - для приклейки пластины крепления зеркала заднего вида салона непосредственно к ветровому стеклу автомобилей семейства «Самара».
Унигерм-6 и Унигерм-9 внедрены для стопорения:
- болтов крепления коробки саттелитов и крышки подшипников дифференциала заднего моста взамен шплинт-проволоки;
- болтового соединения при сборке редуктора заднего моста взамен стопорной пластины;
- болтов и гаек крепления ведомой шестерни дифференциала заднего моста взамен стопорной гайки;
- шпилек пневмоусилителя тормозов грузовых автомобилей;
- болтов крепления механизма переключения в коробке передач легковых ав томобилей.
Двуупаковочный акриловый адгезив Анатерм-105 нашел применение для приклеивания пластины крепления кронштейна зеркала заднего вида к ветровому стеклу легковых автомобилей (ГАЗ-3105) и грузовых автомобилей типа «ГАЗель» (ГАЗ-33213).
Число узлов, где применены на ОАО «ГАЗ» анаэробные материалы, составляет ~ 40 единиц. Разработаны технологические инструкции, определяющие технологию сборки с использованием акриловых материалов, подготовку деталей, норму нанесения, контроль качества стопорения и технику безопасности.
На «Гродненском заводе автомобильных агрегатов» с применением Унигерм-9 была решена проблема герметизации сопрягаемых деталей, исключены нарушения работоспособности и отказы тормозной системы автомобиля.
Использование Унигерм-9 в пружинопневматических тормозных камерах повысило надежность и долговечность грузовых автомобилей и автобусов.
Унигерм-6 нашел применение в газонаполненных амортизаторах . Анаэробные герметики внедрены во многих позициях: в блоке цилиндров, масляном и водяном насосах, в двигателе, в турбокомпрессоре, в механизме переключения передач, на ведущем мосту, в колонке и трубопроводах рулевого управления, в масляном радиаторе с одновременным аннулированием механических стопорящих деталей.
На «Заволжском моторном заводе» широко внедрены Унигерм-6 и Унигерм-9 на конвейерной линии сборки двигателей всех моделей. После уплотнения анаэробными герметиками резьбовых соединений (более 30 позиций), входящих в систему охлаждения и смазки, не наблюдаются течи воды или масла, которые ранее имели место.
На «Ульяновском моторном заводе» Унигерм-6 применяется для контровки гаек шатунного болта и пробок коленчатого вала в автомобильных двигателях.
Унигерм-6, Унигерм-7, Унигерм-8, Унигерм-9, Анатерм-1у, Анатерм-17М, Анатерм-8К испытаны с положительным результатом в 40 соединениях дизельного двигателя воздушного охлаждения на «Кустанайском дизельном заводе».
Применение АК позволило упростить в некоторых случаях конструкцию узлов, повысить качество выпускаемой продукции, ликвидировать непроизводительные потери, реализовать в производстве детали, ранее отходящие в брак.
Внедрена технология применения двуупаковочного акрилового адгезива Анатерм-105 при установке технологических заглушек в корпус дизельных двигателей. Предложенный метод клеевой сборки дает снижение трудоемкости за счет упрощения конструкции заглушки, экономии цветных металлов, снижения требований к чистоте обработки технологических отверстий в корпусе, снижения загрузки оборудования, экономии инструмента.
Анаэробные герметики нашли применение в ремонте и уплотнении пневмосистем автомобилей.
Анатерм-ПК80 и Унигерм-6 используются при изготовлении тормозной аппаратуры.
Реакционно-способные акриловые адгезивы применяются для установки заглушек взамен прессовой посадки в карбюраторах, при изготовлении одно- и двухходовых кранов водяного насоса.
Анаэробные материалы также широко используются при ремонте узлов и деталей автомобильной техники.
1.Крепление демпфера крутильных колебаний.
2.Крепление кронштейна маслоприемника.
3.Стопорение пробки в корпусе распределительного вала.
4.Стопорение компенсатора клапанного вала.
5.Герметизация при установке пластин вентиляции.
6.Стопорение штуцера масляного фильтра.
7.Герметизация при сборке основания радиатора с бачком радиатора.
8.Герметизация при установке ведущей шестерни коленчатого вала.
9.Герметизация и стопорение шпилек отпускной трубы.
10.Уплотнение масляных каналов.
11.Установка цилиндрических заглушек.
12.Крепление водяного насоса.
13.Предохранительный клапан форсунок масляного охлаждения.
14.Герметизация полукорпусов и стыка масляного канала и корпуса сальника держателя.
15.Крепление всасывающего патрубка маслоприемника.
16.Стопорение подшипника привода вентилятора.
17.Датчик сигнальной лампы перегрева двигателя.
18.Датчик включения вентилятора.
19.Уплотнение колец насоса масляного двигателя.
20.Крепление масляного насоса и моноблока.
21.Уплотнение крышки масляного насоса с корпусом.
22.Краник слива охлаждающей жидкости.
23.Крепление крышки масляного насоса к корпусу.
24.Уплотнение пробки редукционного клапана.
25.Краник масляного насоса с корпусом.
26.Крепление маховика к коленчатому валу.
27.Стопорение болта при креплении шкива привода к вентилятору.
28.Стопорение подшипника привода вентилятора.
29.Стопорение штуцеров радиаторов отопителя.
30.Стопорение штуцеров фильтра тонкой очистки топлива.
31.Болт крепления головки штока КП.
32.Соединение вилки со штоком переключателя передач КП.
33*.Болт штока КП(2шт.).
34*.Болт крепления крышки механизма переключения передач к заднему картеру КП. .
35*.Штуцер спидометра КП.
36*.Болты крепления переднего и заднего картеров КП (10шт).
37*.Болты крепления переднего картера с крышкой подшипника КП (3шт).
38.Стопорение болтов при сборке кулака поворотного со стойкой передних подвесок.
39.Крепление ведомой шестерни к коробке дифференциала задних мостов.
40.Стопорение болтов крепления крышки подшипников дифференциала задних мостов.