Открыть Технический каталог ФГУП "ВНИИЖТ": "Анаэробные материалы для герметизации резьбовых и гладких соединений деталей и узлов железнодорожной техники" ( Ссылка временно отключена )
При эксплуатации железнодорожного транспорта вследствие высоких динамических нагрузок, а также из-за износа сопрягаемых деталей наблюдается ослабление резьбовых, цилиндрических и конических скользящих соединений и возникают утечки рабочих сред в различных узлах подвижного состава.
Одним из эффективных способов повышения надежности работы железнодорожного транспорта является использование анаэробных материалов, как при создании, так и при ремонте техники.
В настоящем обзоре приведены некоторые примеры использования анаэробных материалов в железнодорожном транспорте.
Одним из наиболее распространенных дефектов букс с роликовыми подшипниками типа 42726Л и 232726Л1 грузовых вагонов является нарушение торцевого крепления, проявляющееся в ослаблении затяжки гайки М110х4, что приводит к преждевременному отцеплению вагонов на ремонт, увеличивает трудовые и материальные ресурсы на содержание вагонного парка. В отдельных случаях разрушение приводит к аварийным ситуациям.
ЦВ МПС утверждены «Технологические указания по монтажу вагонных букс с роликовыми подшипниками с использованием анаэробных композиций в торцевом креплении», где регламентированы способы применения анаэробных материалов при монтаже букс роликовыми подшипниками всех типов грузовых и пассажирских вагонов. Анаэробные композиции могут быть использованы и при монтаже букс колесных пар, предназначенных в запас на длительные сроки хранения (7-10лет). Во ВНИИЖТ установлено, что попадание анаэробного материала в буксовую смазку Л3-ЦНИИ не оказывает отрицательного воздействия на противоизносные и приработочные свойства смазки и не ухудшает работоспособность буксового узла.
Возникающие при эксплуатации вибродинамические нагрузки в элементах тормозной аппаратуры (крепление и резьбовые соединения воздухопроводов тормоза, крепление запасного резервуара рабочей камеры воздухораспределителя и тормозного цилиндра) приводят к ослаблению и разгерметизации резьбовых соединений воздухопровода. Обследование технического состояния тормозного оборудования грузовых вагонов показало, что до 50% вагонов имеют ослабление крепления тормозных приборов, а у 30-35% вагонов имеются утечки сжатого воздуха по резьбовым соединениям.
Опыт применения анаэробных материалов в резьбовых соединениях воздухопровода на Крюковском вагоностроительном заводе и эксплуатация таких вагонов на Приднепровской ж.д. в тяжелых условиях ( воздействие вибрационно-динамических нагрузок при выгрузке вагонов на вагоноопрокидывателях, большие перепады температур при разогреве в тепляках для оттаивания грузов в зимних условиях, воздействие влаги с растворенными в ней солями при перевозке смоченной водой шлака) показал, что анаэробные материалы обеспечивают надежную герметизацию тормозных пневмосистем.
На основе Технических указаний, утвержденных ЦТ МПС разработаны технологии восстановления посадочных мест при ремонте тепловозов и электровозов различных марок, которые применяются в депо Кандалакша Октябрьской ж. д., Павлодар-Целинной ж. д., Свердловск-сортировочная и др.
Так испытания, проведенные в депо Рубцовск на тепловозах 2ТЭ10М показали, что крепление пластинчатых муфт промежуточных валов с применением анаэробных материалов соответствует требованиям Правил деповского ремонта. При распрессовке подшипника №308, собранного на валу диаметром 50мм, было достигнуто давление в рабочем цилиндре пресса 30 кг /см 2 , что соответствует натягу 0,02-0,03мм, а при распрессовке трехлепестковой муфты на валу промопоры достигнуто давление 100кг/см 2
Разработана технология восстановления посадочных мест соединений электровозов ЧС2 и ЧС4 -шкворневый узел, шлицевое соединение поводка карданного вала тяговых двигателей, шлицевые соединения малой шестерни. Кроме того, в этих же моделях электровозов анаэробные материалы используют при ремонте стопорного болта малой шестерни, торцевой гайки поводка карданного вала тягового двигателя, болтов крепления кронштейнов подвески тяговых двигателей и редукторов.
На Оренбургском тепловозоремонтном заводе проведены испытания по замене эластомера ГЭН-150В, который требует сложной технологии приготовления и отверждения с нагревом при посадке с натягом. Кроме того ГЭН-150В обладает высокой токсичностью и в настоящее время он дефицитен.
Испытания показали, что при посадке подшипника и шестерен в редукторе привода вентилятора главного генератора, в подпятнике вентилятора, на колесных парах тепловозов 2ТЭ10В, 2ТЭ10М, 2ТЭ10Л эластомер ГЭН-150В с успехом заменяется на анаэробные материалы.
На Белорусской железной дороге анаэробные материалы используют в электровозах ВЛ-80С при ремонте и восстановлении ослаблении крыльчатки мотор-вентилятора, при стопорении верхней головки гидрогасителя на резьбе штока.
В узлах дизель –поездов ДР-1 с помощью анаэробных фиксируют болты планок буксовых поводков, гайки и подвесок тяги реактивных моментов, гайки и контргайки вильчатого рычага к осевому редуктору, болты крепления механизма реверса гидропередачи.
С помощью анаэробных материалов разработан способ восстановления внутреннего диаметра упорного кольца малой шестерни редуктора электропоезда ЭР-9Е, способ уплотнения посадки направляющих втулок клапанов крышки цилиндра дизеля 14Д40 и торцевого уплотнения водяного насоса дизелей тепловозов серии ТЭП-60 и М-62 .
В Путевых дорожных мастерских Октябрьской ж. д. Анаэробные материалы применяют для стопорения резьб в рихтовочных машинах ВПР-1200.
На Горьковской ж.д. анаэробные материалы рекомендованы для использования в следующих узлах: а) гидрогаситель колебаний гайкашток,
б) мотор вентилятора-ступица-вал,
в) тяговый редуктор эл ектровоза 4С-4т-болтовые соединения осевых крышек икорпуса,
г) гидроаммортизатор ТВЕ-6З-8З,
д) водяной насос-гайка 2М2У, глухая гайка черт.2Д-100- 11-038, Рабочее колесо,
е) карданные соединения – болт черт.ТЭ-3-55-0121